28 листопада 2016

"Слона-то я и не приметил": лесные итоги мониторинга правоприменения в РФ за 2015 год

24 ноября 2016 года Правительство РФ обнародовало "Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год" - огромный документ (554 страницы), один из разделов которого ("Осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов") относится к лесному сектору. Раздел, кроме описания принятых за год законов и правил, содержит два основных вывода: что нормативных правовых актов не хватает (надо принять еще более двадцати штук), и что коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, не выявлено. Ссылки на доклад:

Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год (на сайте Правительства РФ)

Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год (на сайте pravo.gov.ru)

Непонятно, кто и как проводил этот мониторинг и писал доклад, но выглядит он в лесной части как откровенная халтура.

Нормативных правовых актов в российском лесном хозяйстве так много, они настолько многословны и противоречивы, и так часто меняются, что ни один нормальный специалист-практик не может удержать в голове хотя бы основные их положения, и тем более отслеживать все их изменения. Более того: разнообразных нормативных требований так много и они настолько мелочны, что в лесу стало практически невозможно что-либо сделать, ничего при этом не нарушив. Увеличение количества нормативных правовых актов без решения проблемы их чрезвычайно низкого качества будет вести только к дальнейшему ухудшению ситуации. Главная проблема применения в лесном хозяйстве - не в недостаточном, а в чрезвычайно избыточном правовом регулировании, оставляющем очень мало свободы для эффективной общественно полезной хозяйственной деятельности.

Коррупциогенных факторов в нынешнем лесном законодательстве - уж никак не меньше, чем блох на дворовой собаке: это и дублирование полномочий (например, оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов проводится как субъектами РФ в рамках переданных им лесных полномочий, так и Рослесинфоргом в рамках выполнения работ по ГИЛ), и отказ от аукционных процедур с закреплением административного порядка предоставления права на лесопользование (например, при предоставлении лесных участков для приоритетных инвестпроектов), и выборочное изменение объема прав (например, при обеспечении права граждан на заготовку древесины для собственных нужд - в зависимости от того, есть ли свободные участки, не отданные в аренду), и многое другое. Все это действующей Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, относится к коррупциогенными факторами.

Ниже приводится лесная часть доклада (без приложений).


Осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов

В соответствии с пунктом 7 плана мониторинга Минприроды России, Рослесхозом, ФАС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В ходе проведения мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 2 федеральных закона. По итогам 2015 года издано 16 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией положений ЛК РФ (приложение № 6).

Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы 20 положений ЛК РФ, одно положение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", одно положение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также не приняты 4 нормативных правовых акта, предусмотренных Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (приложения № 9 и 10).

С учетом материалов правоприменительной практики в целях построения современной системы защиты лесов и обеспечения четкого порядка, оперативного и своевременного выполнения лесозащитных мероприятий, а также контроля за их проведением принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов". Положения указанного Федерального закона направлены на обеспечение системного подхода к вопросам защиты лесов, оптимизацию классификации мероприятий по защите лесов, сокращение сроков, необходимых для подготовки и проведения лесозащитных работ, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании лесных отношений. Кроме того, конкретизированы мероприятия, направленные на своевременное обнаружение изменения состояния лесов и возникновения очагов вредных организмов и профилактику их возникновения, локализацию и ликвидацию.

В целях формирования комплексной системы, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, с учетом информации о правоприменении в данной сфере правоотношений принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений". Данным Федеральным законом регламентируются отношения по защите и воспроизводству лесов, их охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, природной пожарной опасности лесов, а также социально-экономического развития территорий выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены
.



0 коммент.:

Дописати коментар